На левом берегу реки Чагоды, в том самом месте, где она разливается в виде озера, стоит русский православный храм с двумя приделами, освящёнными в честь Святой Троицы и Великомученика Георгия Победоносца. Своим названием деревня Озерёво обязана разливу реки. Когда-то поселение возникло как один из важных пунктов на водном пути из бассейна Балтийского моря на Волгу. Позднее, в период средневековья, возник Озерёвский Георгиевский погост. Первое упоминание о церкви в честь Великомученика Георгия (верх деревянный, низ каменный) относится к 1582 году. В период с 1835 по 1851 гг. на месте деревянной – построили каменную с двумя пределами – в честь Святой Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, о чём свидетельствуют сохранившиеся по сей день фрески, в числе которых и Покров Пресвятой Богородицы.
С 1861 по 1918 год на месте древнего Егорьевского погоста была сформирована Тарантаевская волость Тихвинского уезда Новгородской губернии. По площади она была сравнительно небольшой относительно соседних волостей Тихвинского и Устюженского уездов. Проезжающий в начале XX века по волости исследователь И.В. Аничков отметил просторы открытого окружающего пространства и пейзажи с небольшими живописными рощами «корельских жальников», поля и многочисленные деревни, обнесённые «косой изгородою в кол».
В 1861 году, в связи с отменой крепостного права, в Тарантаевской волости от власти помещиков освободилось 830 крестьян мужского пола. Власти объединили небольшие деревни в сельские общества, которых первоначально в волости насчитывалось 14, а впоследствии сокращено до 8. Проведение реформы отмены крепостного права в Тарантаевской волости не обошлось без происшествий – были отмечены крестьянские волнения в 1861 году. В 1862 году крестьяне разнесли закрома и растащили хлеб и семена из хлебозапасного магазина в Озереве, который страховал их в случае неурожая. Мировым посредником между крестьянами и дворянами был назначен коллежский асессор Яков Алексеевич Светловский. Составление уставных грамот прошло без особых эксцессов, но выкупные сделки затянулись до 1887 года.
Число жителей деревни Озерёво - по приходским сведениям 1879 г. – 24 мужчины и 31 женщина, постоянно проживающие, не считая стариков и детей. Занятия жителей: церковная служба, земледелие, торговля. На территории Озерёво помимо храма находилось две церковно-приходские школы, библиотека, три мелочных лавки, казённая винная лавка, организовывался торжок в Троицин день. Число жителей росло. К слову сказать, в 1940 году в деревне проживали 111 человек.
Православное население волости составляло Георгиевский Озеревский приход. В начале 60-х гг. XIX века приход возглавил священник Павел Ровенский. К 1867 году его сменил священник Александр Суглицкий. С 15 апреля 1875 года священником Озеревского прихода стал Федор Союзов. В 1878 году причт местной церкви состоял из настоятеля – священника Павла Богородского, псаломщиков дьячка Василия Партанского и пономаря Ивана Трусова. Должность церковного старосты исполнял крестьянин деревни Новиково Константин Семенов.
25 ноября 1883 года Озеревский приход принял нового священника Николая Соколова, деятельность которого в данной должности продолжалась тридцать три года. За это время произошла замена старой деревянной кровли на железную над холодным и тёплым приделами церкви. Затем провели исправление штукатурки на стенах церкви и колокольни, и их побелку. В 1890 году были заменены все старые рамы в каменной церкви, а в следующем году было устроено новое входное крыльцо на средства прихожан. В 1889 году некий дворянин Александр Иванович Литвинов из Поречья пожертвовал дом для жительства священника Озеревской церкви и 176 рублей на церковное благоукрашение.
На правом берегу реки Чагоды через мостик от Троицко-Георгиевского храма стоит церковь в честь святителя Николая Чудотворца, построенная приблизительно в конце XVII - начале XVIII вв. Бытует мнение, что некая царская особа, путешествуя по Чагоде (что вполне возможно, так как река была судоходной) то ли по просьбе крестьян, то ли самостоятельно изъявила желание строительства церкви в честь Святителя Николая и выделила для этих целей аж 125 рублей золотом. Мало того, пожелание особы было таково, чтобы церковь та была срублена из лиственницы, которая в тех краях не произрастает, и пришлось её доставить из Сибири.
Проверить эти данные мне не удалось, но Никольская церковь стоит по сей день, и в справке Новгородского архива указано, что строительный материал привезённый из Сибири – лиственница.
А в 1966 из во время экспедиции Русского Музея в Новгород из деревни Озерёво была вывезена икона «Святой Николай Чудотворец, с житием в 16 клеймах. Начало XIV века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 107,5 х 75 х 2,6. Происходит из Никольской церкви в селе Озерово Ленинградской области.» Сейчас она хранится в Михайловском дворце (Русского музея), в зале № 2. Вот краткая справка из музея:
«Изображение святого (Николая) в среднике иконы из Озерева относится к древнему иконографическому типу, получившему в XVI в. наименование «Никола Зарайский». По сторонам от фигуры святителя представлены братья-врачи Козьма и Дамиан, прославившиеся безвозмездным лечением многих болезней. Их считали также покровителями кузнецов и ювелиров. Культ святых врачей, как и культ святителя Николая, был широко распространен на Севере. Изображение Николы, Козьмы и Дамиана в среднике иконы может отражать посвящение престолов храма, для которого она была написана. Возможно также, что святые были соименниками членов семьи заказчика образа. Икона из Озерева входит в группу старейших среди сохранившихся икон с житийным циклом Николая Чудотворца. В 16 клеймах представлены композиции рождества, детства, поставления Николы в церковную иерархию и многочисленные чудеса святого. Развернутый состав клейм свидетельствует о сложившейся традиции иконописного изображения жития Николы, известного на Руси по письменным источникам с конца XI века»…
Вернёмся к протоиерею Николаю Соколову. Под его чутким руководством была проведена грамотная реставрация и деревянной Никольской церкви также. Озеревский священник был постоянным депутатом на съездах духовенства, являлся окружным наблюдателем церковноприходских школ. Три раза был выборщиком членов Государственной Думы от Тихвинского уезда, заведовал Озеревской библиотекой, был председателем Тарантаевского кредитного общества и казначеем, а также казначеем Озеревской вольной пожарной дружины, при этом имел 12 человек детей. По сообщению Новгородских епархиальных ведомостей 19 января 1897 года «…поднесли местному священнику, благочинному о. Николаю Соколову серебряный наперсный крест».
В 1911 году (50-летие отмены крепостного права) по заказу волостного правления на собранные народные средства в Озерево был установлен типовой памятник царю-освободителю Александру II в благодарность за отмену крепостного права.
Скончался протоиерей Николай Иванович Соколов 13 декабря 1916 года. Новым священником на его место заступил сын - Александр Николаевич Соколов, в последствие репрессированный в советское время.
Несмотря на то, что «Троицко-Георгиевская церковь...состоит на учете в Инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры Ленинградской области и представляет интерес своим архитектурным решением и сохранившейся живописью в интерьере», в 1934 году она была закрыта.
Сохранились сведения, что за разрушение храма граждане получали трудо-дни. Подтверждаются эти данные многочисленными свидетелями, видевшими храм разорённым. В нём не было не то, что дверей, но и стен. Люди, прежде приходившие в храм молиться, разбирали здание на кирпичи, разрушили купола, выломали окна, уничтожили колокола, разобрали полы и даже фрески с изображением Спасителя, «Гостеприимства Авраама», четырёх евангелистов и «Покрова Пресвятой Богородицы» не поленились замазать половой краской. Один и тот же храм. Одни и те же люди. Как тут не вспомнить Вербное воскресенье – Вход Господень во Иерусалим – и Великую Страстную пятницу, когда одни и те же жители Иудеи сначала приветствовали Спасителя, а потом кричали «Распни Его! Распни!».
Куда делись иконы и богослужебная утварь, рассуждать не приходится. Храм этот был распят так же, как и Христос. Кстати, памятник Александру Второму «благодарные» освобождённые тоже разрушили: бронзовый бюст утопили в реке, свинец, которым он крепился к постаменту, расковыряли на грузила для рыбалки, правда, с валуном – постаментом ничего сделать не смогли, но таблички все поотрывали на всякий случай.
…
К 2005 году под руководством протоиерея Геннадия Сухоруких стены были восстановлены кое-как, но восстановлены; появившиеся двери были закрыты на замки от своих разорителей; не было пола, но мусор был заботливо убран; с остатков стен были счищены непотребства. Вместо куполов сверху смотрело небо, а на одной из стен ласточки свили гнездо, и там появилась жизнь. Началось полное восстановление храма. Бригаду строителей возглавил Александр Карый, добрый человек, родом из Почаева, прежде работавший там на «отчитках». О благотворителях умолчим – пусть им это будет во спасение.
С 2005 по 2008 годы работа спорилась. И поднялись новые купола над Чагодой, и вновь полился колокольный звон по реке… Пока шла стройка разные люди заходили в храм. Кто-то говорил: не поднимите, уже тут многие старались, да делись куда-то. Кто-то предлагал помощь. А одна женщина принесла платок с изображением Великомученика Георгия Победоносца и рассказала, что её покойная мама всю жизнь каялась и оплакивала своё участие в разрушении этого храма за те самые «трудодни» и очень просила «если когда-нибудь в храме возобновится Служба, отдай туда мой платок как покаяние…» Сейчас её платок лежит на аналое в Алтаре Георгиевского придела. Многие истории судеб и душ человеческих хранят стены храма в деревне Озерёво… Кстати, ко Дню Святой Троицы 2021 года усилиями инициативной группы под руководством Олега Балбекова был восстановлен и бронзовый памятник Александру Освободителю на прежнем сохранившемся постаменте.
Сегодня обе церкви деревни приписаны к мужскому Антониево-Дымскому монастырю, и это для многих неожиданность. 20 лет назад протоиерей Василий Ермаков благословлял своих духовных чад поехать капать картошку в мужском монастыре в деревне Озерёво, тогда и в проекте не было такой приписки. А теперь пророчества сбываются. Жизнь налаживается.
Приезжайте и посмотрите сами. Тут есть в чём помочь.
Игумен Антониево-Дымского мужского монастыря
Адриан /Дементьев/ с прихожанами храма
Автор: Люся Моренцова
https://dzen.ru/a/YehpNxNBlXcc9zpJ